:: Виктор КАЛИНА :: Пресса
       

 

 

Друзья мои и поклонники! Я сознательно размещаю все статьи, в которых пишется и рассуждается обо мне. Мне нечего скрывать, а тем более нечего стыдиться. Среди журналистов, как в любой среде, есть люди и профессионалы с большой буквы! Честные, порядочные, объективные, а есть нелюди, негодяи, карьеристы или просто черти (лица далёкие от журналистики). Читайте! Вам решать, где правда, а где ложь за деньги или по указу сверху, по заказу. Как всегда сделаю приписку: "Остерегайтесь, журналюги!"

Никого не стыдно, ничего не жалко!



.:: 25.09.05



«Мне помогают идти вера, любовь и надежда»

журнал "Шансон-вольная песня"

Наверное, все те, кто по-настоящему прочувствовал русский шансон, согласятся со мной, что в данном творческом течении главную роль играет содержание песен. Точнее, то ощущение, которое автор до нас доносит. Умение видеть, чувствовать и впитывать в себя все происходящее вокруг, заглядывая в собственную душу и души других людей, и при этом талантливо облекать свои впечатления в художественную форму, давая собственную интерпретацию тем или иным поступкам и событиям, – вот что необходимо для автора-исполнителя жанровой песни. На мой взгляд, поэт, композитор и певец Виктор Калина блестяще справился с поставленной задачей. Моя «сетевая» знакомая открыла для меня творчество этого автора еще три года тому назад, когда я только начинала входить в мир русского шансона и знала немногих представителей этого творческого течения. Сейчас жанровая песня стала неотъемлемой частью моей жизни, и благодаря идеям, отраженных в этих песнях, я пришла к выводу, что существует так называемое «шансонное» восприятие мира, подразумевающее верность своему внутреннему закону, преданность в любви, надежность в дружбе, веру в Судьбу, противоборство с толпой, неприятие «стадности», подлости, жестокости и алчности. Творчество Виктора Калины наглядно иллюстрирует эти идеи.

Он родился 3 февраля 1968 года в белорусском городе Борисове. Окончил школу с музыкальным уклоном. С семи лет играет на гитаре. Занимался семь лет велосипедным спортом, но по причине гипертонии из-за больших перегрузок и употребления различных препаратов, которыми тренеры щедро кормили, Виктор ушел из большого спорта. Стал думать, как самостоятельно оздоровить себя. Занялся голоданием, увлекся фитотерапией и, несмотря ни на что, стал заниматься карате и рукопашным боем. Мастер спорта по рукопашному бою, четырехкратный чемпион Беларуси, Калина много времени отдавал тренировкам, работал инструктором по физкультуре, а в свободное время занимался любимым делом – писал песни и пел их под гитару, втайне от всех, поскольку окружающие с детства «программировали» Виктора на неудачу – мол, никудышный из тебя поэт и музыкант. Так жизнь и шла, преподнося будущему исполнителю шансона Виктору Калине сюжеты для будущих песен. Виктор попал в войска спецназа. Во время пресечения массовых беспорядков получил ранение и был комиссован из армейских рядов. За участие в крупной драке на него завели уголовное дело. Был вынужден скрываться какое-то время. Оказался как солдат удачи в Нагорном Карабахе. Мародером не был, в детей и женщин не стрелял, а все остальное – «на войне, как на войне». Осколком мины Виктору оторвало кусок пальца и контузило. По словам самого Калины, «очень грязная эта война была, трудно было парню, не употребляющему наркотики и алкоголь, не лишиться крыши». Вернулся домой. Состоялся суд. Условный приговор. Сразу серьезно занялся парапсихологией. Окончил медицинское училище. Занимался лечебной практикой: мануальной терапией, иглотерапией, рефлексотерапией и биоэнерготерапией, а также увлекся экстремальной йогой. Уже в это время Виктор начинает участвовать в фестивалях авторской песни. «С 90-х годов я заметил, что стал писать более ассоциативно, образно. В то время мне удалось уже прочувствовать, что такое душа, и это дало возможность в чем-то открыться», – говорит Калина. В 1996 году выпустил первый бардовский альбом «Жизнь продолжается». В него вошли, как выражается Виктор, «наполненные юношеской романтикой песни». И все равно это уже был классический шансон, в котором всегда присутствует некая сентиментальность, но в хорошем смысле:

Не провожай меня, судьбу не поменять.
Пытаюсь я понять, что взгляд твой значит.
Ну, крикни мне: «Родной, я буду ждать!», –
И ты увидишь, как мужчина плачет...

В 1999 году выходит альбом в стиле new age «Странник», содержащий песни религиозной и мистической тематики. Альбом необычный и многими, к сожалению, не понятый. С 2001 года Виктор Калина – исполнитель русского шансона. Едет завоевывать Москву, и ему это удается. Знаменитый шансонный лейбл Master Sоund Reсords, он же «Русский Шансон», издает альбом Калины «Забытый край». Виктор перебирается из Минска в Первопрестольную. Записывает альбомы, выступает с концертами. В период с 2001 по 2004 год выходит пять альбомов: «Тюремный романс», «Забытый край», «Ветер северный», «Генералы дворов», «Калина горькая». При этом последний из упомянутых записывался на другой студии, поскольку Виктор разорвал контракт с компанией «Русский Шансон».

«Душа рвалась к лирике, поэтому получались такие песни, как «Убивали священника», а меня прессовали компании на предмет жесткого блатняка», – рассказывает Калина. Действительно, почему-то многими несправедливо ставится знак равенства между понятиями «русский шансон» и «блатняк», в то время как блатная и лагерная песня – это лишь одно из ответвлений русского шансона, и некорректно загонять такое огромное творческое течение в узкие рамки песен о тюрьме. Виктор Калина пишет о всех реалиях нашей жизни. И о тюрьме в том числе. Точнее, о человеке, попавшем туда. Но никакой пропаганды «братвы», беспредела и преступного образа жизни в его песнях при всем желании не сыщешь. «Я по жизни человек дерзкий, хулиган, но не вор. Воровство во мне напрочь отсутствует. И песни о понятиях у меня не очень получались», – поясняет Калина. С прошлого года Виктор полностью отошел от блатняка и стал «просто шансонье». В его альбомах «Женщина-беда» 2004 года и «Озорной гуляка» 2005 года – песни о любви, дружбе, войне и просто жизненные хулиганские истории. В настоящее время Виктор ведет работу сразу над двумя новыми альбомами. Релиз ближайшего из них намечен на осень. Калина снялся в четырех клипах, и сейчас идет съемка нового клипа на песню «Молодая-молодая». В этом году Виктор вместе с женой и семилетним сыном вернулся в Минск и успел прославиться открытым письмом президенту А. Г. Лукашенко о состоянии белорусской эстрады. «В итоге мне было предложено и в дальнейшем консультировать администрацию по вопросам культуры», – рассказывает Виктор Калина. Артист планирует издать композиции разных исполнителей, которые были признаны белорусскими FM-станциями неформатными.

По его словам, проект «Неформат не по блату» будет осуществлен совместно с компанией Vigma. «Будут выбраны и изданы лучшие, на наш взгляд, песни, – сказал он. – Нам хотелось бы, чтобы люди могли купить их, послушать и сравнить «формат» и «неформат». Я абсолютно уверен, что это будет значительнее интереснее того, что называют «форматом», – обещает Виктор. Сам же он своим новым альбомом «Озорной гуляка» хочет донести до публики «настоящий шансон». Я же считаю, что все творчество Виктора Калины и есть настоящий шансон, неоднородный в своей тематике и имеющий различные ответвления. При этом каждый из слушателей может выбирать, что ему больше импонирует. Лично мне особенно по душе любовная и религиозно-философская лирика. О чем же рассуждает Калина в своих философских произведениях? О разном. Например, о своем месте в мире:

Странник я в мире глухом,
Путник из ниоткуда,
Вечно ищущий дом,
Вечно верящий в чудо.

Это песня «Странник» из альбома с одноименным названием. Она проникнута настроением растерянности, хаотичности и даже усталости от жизни. Поэт словно ощущает себя чужим на этой земле, в этом обществе. «Для мира» он «изгой и отшельник», «в вечную ссылку изгнанник». Автор не может найти гармонию не только с окружающими, но и с самим собой. Он чувствует, что лишь играет роль, и его угнетает невозможность оставаться самим собой в этом мире. Несмотря на то, что он не хочет жить по законам общества, двигается «против течений», все же ему не удается постичь смысл бытия. Поэт глубоко страдает от осознания суетности существования. Он упрекает самого себя за то, что не сумел ответить на многие вопросы:

Вечность на жизни меняя,
Жизни срывая, как платья,
Страх из души изгоняя,
Нес я святое распятье.

Он ощущает важность своей миссии в этом мире, но мучается от неспособности определить суть этой миссии. Придя к пониманию простых человеческих ценностей, поэт завершает стихотворение довольно банальной фразой:

Мне помогают идти
Вера, любовь и надежда.

И кажется – вот он, ответ на вечный вопрос и «соль» так называемого «шансонного» восприятия: верить, любить и надеяться – это все, что необходимо для того, чтобы продолжать свой Путь, преодолевать препятствия. Понимание этой простой истины оказывается важнее сложных философских размышлений, ведущих в пустоту.

Не менее сильное впечатление произвело на меня стихотворение «Небесный Ангел», написанное уже спустя три года, но во многом перекликающееся с песней «Странник»:

Небесный Ангел взял меня за плечи,
Прижал к своей сияющей груди,
Перекрестил и молвил: «Человече!
Настал твой час! Мужайся и иди!»

А что дальше? Лирический герой стихотворения заброшен в жестокий и чуждый ему мир. Он с щемящей грустью воскрешает в памяти картины своего беззаботного, счастливого детства, представляющегося теперь чем-то нереальным:

И сон ли был, когда мои ручонки
Держали за руки отца и мать?

Все это было словно в другой жизни, а потом, видимо, произошел какой-то перелом, о котором поэт умалчивает. Может быть, лирический герой сломился, оказавшись просто-напросто неприспособленным к далекой от снов будничной действительности и беспощадному времени, готовому погубить каждого, кто не принимает его правил, отказывается жить по его законам:

Цветные сны и детские картины,
В мечтах полеты в небо выше гор,
И погребение в болотной тине,
И суд, и непонятный приговор.

Да, Виктор Калина нередко пишет о людях оступившихся, свернувших с верного пути, но делает это настолько глубоко и проникновенно, с таким мастерством талантливого художника и чуткого человека, что не возникает даже мысли упрекнуть его в культивировании так называемой «блатной романтики». Напротив, сожаление о непоправимой ошибке, приведшей к неправильному течению всей последующей жизни, звучит в исповеди героя:

Я шел по жизни, грешный и беспечный,
Теряя то, что невзначай нашел.

А хочется ведь ему стабильности, но бурное течение жизни сносит героя вниз. Трудно теперь остановиться. При этом автор пишет о человеке душевно уязвимом, тонко чувствующем, верующем. Все происходящее с ним для самого героя является парадоксом. Это, конечно, не представитель преступного мира. Герой стихотворения «Небесный Ангел» – жертва времени, людей и обстоятельств. Кстати, персонажи Калины большей частью не вымышлены.

Что-то взято из собственной биографии, а также сюжеты многих песен и стихотворений подсказаны Виктору женой Светланой, работавшей адвокатом.

Спектакль окончен. «Браво» не кричали,
Но я не Бог, а просто человек.
А может, так задумано вначале,
Чтобы к любви прийти мне через грех?

Чаще всего герои Калины приходят к пониманию того, что главные общечеловеческие ценности, прежде всего любовь, способны одержать победу над злом, грехом, пороком. Завершается стихотворение «Небесный Ангел» почти дословным повторением первого четверостишия. Получив страшный урок, сделав определенные выводы, лирический герой вновь сталкивается с небесным ангелом, который дает ему шанс начать жизнь сначала, прощает грешника:

Он повторил: «Мужайся, человече!
Настал твой час! Господь с тобой, иди!»

Религиозная основа очень сильна в лирике Калины. Обращение к Богу можно наблюдать во многих песнях. Нарушая библейские заповеди, лирический герой чувствует саморазрушение. Так, в песне «Я вернулся с войны» из альбома «Странник» Виктор отражает свое душевное состояние после возвращения из Нагорного Карабаха, где он воевал:

Я вернулся с войны, там сражался с собой,
Не прощал, не любил, видел мир через бой.
И на этой войне умирал сотни раз.
«Зло за зло», – слышал я бессловесный приказ.

Больше всего подавляет автора необходимость переступить через свой внутренний нравственный закон. С адом ассоциируется у него война, ведь здесь в людях, в том числе и в нем самом, стирается все человеческое, все чистое, все прекрасное:

Изменяя себя, оставлял грубый след,
Разрушая миры, утверждая закон,
Через боль, через крик, через плач, через стон.

Нет, не выдерживает лирический герой, как и сам автор, этого испытания. Гуманистическое начало побеждает в нем, и он возвращается:

Для одних я герой, для других дезертир,
Я вернулся с войны, чтоб спасти этот мир.

И вновь, как и в стихотворении «Странник», возникает мотив «несения своего креста»:

Я вернулся с войны, чтобы крест свой нести,
Веру чтоб во Христа не убить, а спасти.

На войне он вынужден был нарушить важнейшую заповедь «Не убий» и теперь искренне желает искупить свой грех, ощущая себя страшным преступником. Это не тот оступившийся, сбитый с толку аутсайдер из стихотворения «Небесный Ангел». Это человек, который действительно убивал, хоть и выполняя приказ. Мучительно страдает и кается в содеянном лирический герой, но в то же время он гордится собой: ведь сумел же найти в себе силы и вовремя остановиться, вернуться, поставить точку на крови и жестокости.

И еще одно произведение Виктора Калины, о котором мне хотелось бы сказать, – это посвящение «Несостоявшимся друзьям». Оно также наполнено идеями «шансонного» восприятия и, на мой взгляд, является жемчужиной жанра. Поражает язвительный язык поэта, его острая ненависть к людям, живущим по законам подхалимства, приспособленчества и неприятия иного мировоззрения. Это та самая часть общества, которой шансонье Сергей Трофимов дал иронически-образное определение «аристократия помойки». Вот и Виктор Калина бросает вызов людям, которым никогда не стать его друзьями:

Не желаете внутрь залезть?
Посмотреть, где святая святых?
Предложили с копыта поесть,
Отказался – мне сразу под дых.

Автор всей душой презирает лизоблюдство и лицемерие. Он не собирается терять свое лицо, а поэтому вновь оказывается вне общества, не желая играть по его правилам:

Вы мне снова грозите тюрьмой?
Разве мир не закрытая зона?
Вы живете луной голубой,
А такие, как я, вне закона.

«Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом», – писал римский император Марк Аврелий. Лирический герой Виктора Калины выполнил эту важную задачу, но «большинство» объявляет его «вне закона» за непохожесть на них, за чрезмерно выраженную индивидуальность и прямолинейность – кстати, черта «хрестоматийного» шансонного персонажа. Обостренное чувство честности и справедливости героя приводит к окончательному разладу с окружающими, к озлобленности против них и намеренному подчеркиванию своего «я»:

На мне морда до боли моя,
Ваши лица звериным оскалом
Хищно смотрят из снов на меня
И когтями скребут, как металлом.

Немало берущих за душу песен и стихотворений создал и создаст еще Виктор Калина.

Я коснулась лишь тех произведений, проблематика которых мне кажется наиболее актуальной в наше смутное время, когда в мире царят жестокость, подлость, алчность и стадный инстинкт. Герои настоящего шансона против всего этого. За это я и люблю жанровую песню.

Ольга ГУЩИНА.

 

Проведите выходные и летние дни в Калиновой долине

Крестьянское (фермерское) хозяйство Виктора и Светланы Калина: усадьба «КАЛИНОВА ДОЛИНА» - сельский, экологический туризм

Ужин с Виктором Калина!

Официальный сайт Виктора Калины
Код баннера:

Ниже размещены плакаты. Кликнув на картинки вы сможете их увидеть в большом размере.











Я покупаю музыкальные инструменты только здесь!
Я покупаю музыкальные инструменты только здесь!


   
down
ВКонтакте Facebook Одноклассники YouTube
Написать администратору!